Почти год назад под Алматы упал самолет Fokker-100 авиакомпании «Bek air». На борту находились 98 человек, включая экипаж. Погибли 12-ть. После тех страшных событий прошло немало времени, но пассажиры злополучного рейса до сих пор не могут говорить о происшествии без слез. Адиль Онербаев встретился с пострадавшими и восстановил картину крушения.
Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Год назад именно это место возле взлетно-посадочной полосы алматинского аэропорта стало главной точкой спасательных работ, сюда рано утром 27 декабря приезжали десятки карет скорой помощи. В 7 часов 21 минуту самолет авиакомпании «Bek air» поднялся в воздух, но уже через минуту воздушное судно пропало с радаров, лайнер снес забор и врезался в двухэтажный частный дом.
Эти минуты позже будут разбирать пошагово команды авиационных специалистов и следователей. Страшно представить, что происходило в это время в салоне самолета. Пассажиры того злосчастного рейса вспоминают: судно не могло набрать высоту, его трясло и кидало из стороны в сторону, затем последовал сильный удар и крики о помощи.
Это видео спустя несколько минут после крушения снимала Асель Абильдаева. Для молодой алматинки это был первый в жизни полет. Она с супругом сидела в 13 ряду.
Асель АБИЛЬДАЕВА, ПАССАЖИРКА РЕЙСА «BEK AIR»:
Мы как будто сели и заново начали лететь, то есть коснулись чем-то и заново начали набирать высоту, и он крениться вот так. Я справой стороны вижу землю, которую он касался. Я испугалась, начала плакать, у меня ужасная истерика началась.
Только недавно Асель снова решилась полететь в Нур-Султан, и ей снова выпали те самые места 13 ряда. Страшная картина первых минут после той катастрофы до сих пор перед глазами, говорит девушка.
Асель АБИЛЬДАЕВА. ПАССАЖИРКА РЕЙСА «BEK AIR»:
Лежала девушка, которую просто придавило стеной, у нее стекала кровь, она уже не дышала. Рядом с ней сестра сидела, она ее просила проснуться. И спереди много людей было, спереди мужчина читал Коран, просто молился в последнюю минуту, ему придавило ноги.
Мейрамбек Сериков тоже помнит тот день в деталях. Он первым покинул самолет и начал помогать пострадавшим. Сначала старались вытащить из-под обломков детей. Помощь приехала не сразу, вспоминает мужчина.
Мейрамбек СЕРИКОВ, ПАССАЖИР РЕЙСА «BEK AIR»:
Мы вышли самыми первыми из самолета, рядом был аварийный выход, и я его с легкостью открыл. Потом увидели, что некоторые пассажиры начали убегать, боясь, что будет взрыв. Мы с одним мужчиной по имени Олег начали вытаскивать пострадавших, до приезда спасателей семерых вытащили. Конечно, этот ужас, боль и страх не забыть.
Мейрамбек и Асель чудом избежали серьезных травм, при крушении супруги получили ушибы ног и спины. После трагедии было возбуждено сразу несколько дел: незаконная продажа земли, нарушение правил эксплуатации воздушных судов и возврат потраченных средств на билеты «Bek air», деятельность которой закончилась после смертельного рейса. Однако, почти тысяча клиентов авиаперевозчика до сих пор не вернули свои деньги. Хотя все суды авиакомпания проиграла и обязана рассчитаться по долгам.
Асылхан САРСЕНБАЕВ, ЧАСТНЫЙ СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ г. АЛМАТЫ:
Были проверены счета должника, на данных счетах денежных средств не было обнаружено, какого-либо недвижимого имущества также не было обнаружено, кроме того при проверке установлено, что было установлено движимое имущество, это транспортные средства, на данное время вынесено постановление о задержании, водворении этих транспортных средств.
Когда люди получат деньги за билеты, судоисполнитель не уточнил. Главное расследование причин авиакатастрофы продолжается до сих пор. Одной из основных причин специалисты называют обледенение судна.
А. Онербаев