Россия и США, возможно, обменяются заключенными и вернут в посольства своих дипломатов. В Женеве завершилась историческая встреча Владимира Путина и Джо Байдена. Многие затаив дыхание ждали о чем договорятся лидеры сверхдержав. Но судя по настроению обоих президентов диалог наладить удалось. И кажется отношения давних оппонентов немного потеплели. Подробности в материале Астана Таймс.
Саммит Россия - США продолжался четыре часа, вместо ожидавшихся пяти. Как выразился Владимир Путин, «в гости никто никого не звал», но «был настрой договориться».
Владимир ПУТИН, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
Она была предметной, конкретной и проходила в атмосфере, которая настраивала на достижение результатов.
Если говорить о результатах, то из конкретных: лидеры договорились возобновить работу дипмиссий. Точные сроки не назвали, но, скорее всего, это вопрос времени. Байден считает, «тон всей встречи был хорошим, позитивным». По его словам, США и Россия выяснили все расхождения во взглядах друг друга.
Джо БАЙДЕН, ПРЕЗИДЕНТ США:
Было важно встретиться лично, чтобы избежать возможных ошибок, искажений того, чего я хотел донести. Я сделал то, ради чего приехал. Я ясно дал понять, что мы не потерпим попыток нарушить наш демократический суверенитет или дестабилизировать наши демократические выборы. Мы будем реагировать на них. Главное, что я заявил президенту Путину, это то, что нам необходимо разработать базовые правила, которые все мы будем соблюдать.
Что касается контроля вооружений: обе стороны подтвердили, ни Москва, ни Вашингтон не желают ядерной войны, в которой не может быть победителей. А потому – надо вести диалог, чтобы найти точки соприкосновения. Тем более, подвижки в этом вопросе уже есть. В феврале Россия и США продлили на пять лет новый договор СНВ, который ограничивает количество стратегических ядерных боеголовок, которые они могут развернуть.
Владимир ПУТИН, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
Нам понятно о чем, говорят американские партнеры. Им понятно, о чем мы говорим, когда речь ведем о красных линиях. Но должен сказать откровенно, вот так далеко и подробно расставлять акценты и что-то делить, до этого мы не дошли.
Джо БАЙДЕН, ПРЕЗИДЕНТ США:
Я не думаю, что он ищет холодной войны с Соединенными Штатами. Это явно ни в чьих интересах. Но это не значит, что он готов сложить оружие и сказать: "Давай", он все еще, я полагаю, обеспокоен тем, что его, цитирую, окружили. Он все еще обеспокоен тем, что мы, по сути, хотим его уничтожить.
Без политических подколов не обошлось. Байден заявил, что будет продолжать поднимать вопросы о нарушениях прав человека. На что Путину пришлось напомнить о случаях нарушений в США, в частности, о застреленных на улицах людях, секретных тюрьмах ЦРУ и бомбардировках в Афганистане. То есть, российский лидер дал понять, никаких иллюзий, он не питает.
Владимир ПУТИН, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
– Появились ли у вас иллюзии?
– У меня и старых-то не было. А вы говорите про новые. Откуда вы взяли про иллюзии? Иллюзий никаких нет и быть не может!
После саммита, европейская пресса взорвалась громкими заголовками, вроде «разрыв еще есть, но мосты наведены». Le Figaro, к примеру, написала, что две ведущие ядерные державы «больше не являются соперниками, стремящимися к взаимному краху». В целом же, удалась перезагрузка отношении с Москвой или нет, станет понятно где-то через полгода, говорят эксперты.
А. Сюмбаева