Радиоактивной водой вынуждены пользоваться сельчане Северного Казахстана. Анализы показали превышение нормы в Ольгинке и Сухорабовке. А это более тысячи жителей. Санврачи и власти запретили им подходить опасным колодцам. Но только альтернативы у людей нет. Нужно поить скот и поливать огороды. Проблему бы решило подключение к групповому водопроводу. Он проходит совсем рядом с поселками. Однако на эти 12 километров труб чиновники уже много лет не могут найти деньги. Или не хотят. Расследование провела Анастасия Дроняк.
Ольгинка - родина знаменитого казахстанского космонавта Александра Викторенко. Но это, пожалуй, всё, что связывает ее жителей с благами цивилизации. Много лет в селе нет воды. Более того, людям строго-настрого запретили подходить к колодцам. Два из девяти закрыли.
Александр ЕРИЖЕПОВ, ЖИТЕЛЬ с. ОЛЬГИНКА:
Нам сказали, что здесь радиационная вода и нельзя пить, а для скотины берем отсюда+ Со временем колодцы, воду не выбираешь, вода портится. Желтеет.
Валентина ГУЛИНОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА с. ОЛЬГИНКА:
А выяснилось, что водичкой нельзя пользоваться. Сейчас боимся. Если закроют эти колонки, мы останемся без воды.
Людей возмущает и то, что альтернативы им не предлагают. Сельчане решительно не понимают: если вода в колодцах опасна, почему в село на три сотни жителей не подведут центральное водоснабжение?
Кайсаш ЗАКИРИН, ЖИТЕЛЬ с. ОЛЬГИНКА:
Как можно пить с этой ямы? Вот отсюда на 300 метров центральный водопровод идет на Кокшетау. Это миллионы кубометров проходят через село. И мы не можем договориться.
Отчасти ольгинцев спасает скважина. Но воду дают по часам: на всех ее не хватает. Такая же ситуация и в соседней Сухорабовке. Население здесь в три раза больше. Соответственно и потребность в живительной влаге выше. Но в местных колодцах тоже превышены радиологические показатели, говорит аким сельского округа. Пришлось закрыть доступ к шести из десяти.
Антонина МАРЧЕНКО, АКИМ СУХОРАБОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА:
Четыре мы просто не можем закрыть, потому что население без воды, без альтернативных источников мы не можем оставить. Все знают об этой проблеме.
Но в тревожные колокола никто не бьет. Вот и санврачи, которые держат эти водоисточники на контроле уже 12 лет, об их опасности говорят осторожно.
Гульнара ДЖАКСЫЛЫКОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ДСЭК СКО:
Проводится мониторинг подземных и поверхностных вод на радиационные показатели. В сёлах Ольгинка и Сухорабовка общественные скважины и колодцы с превышением коэффициента радиационной безопасности больше 1. Такие предельно-допустимые уровни может дать сухой остаток, т.е высокая минерализация или могут дать радионуклеиды - нужно исследовать воду глубоко.
Сельчане со своей бедой неоднократно обращались к чиновникам. Но уже восемь лет дальше обещаний дело не заходит, говорят члены рабочей группы Комитета партийного контроля «АMANAT». Партийцы выехали в Ольгинку и Сухорабовку, провели встречи с жителями, изучили отчеты и проекты местных властей. И пришли к выводу: тормозит процесс Минфин, который вовремя не выделил деньги, а также Комитет по водным ресурсам. Слабый контроль приводит к тому, что пока проект затягивают, истекают сроки экспертизы проектно-сметной документации. В результате, нужны корректировки, а пока они ведутся, всё дорожает. На выходе - срыв строительства.
Антонина МАРЧЕНКО, АКИМ СУХОРАБОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА:
Есть даже водоотводы на эти 2 села. Примерно от нашего села 12-14 км имеется водоотвод, к которому можно было подсоединить. Я хорошо помню, что в 2014 году мы начинали подписывать этот проект. В 2017-ом мы его переподписали. В 2019 еще раз переподписали, но сдвигов больше нет.
Саят ОМАРОВ, ЗАМ. АКИМА РАЙОНА ШАЛ АКЫНА:
Экспертиза на сегодняшний день не получена по данным проектам. Комитет по водным ресурсам объясняет тем, что отсутствует финансирование.
Денег нет, но вы держитесь, похоже, такова позиция Комитета по водным ресурсам. В ведомстве сообщили, что бюджетные заявки на подключение сел подавали в Минфин неоднократно, но из-за ограниченного бюджета финансирование не предусмотрено.
КОМИТЕТ ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ МЭГПР РК:
За счет собственных средств РГП «Казводхоз» разрабатывается проектно-сметная документация на сумму 21 млн. тенге для подключения к Кокшетаускому групповому водопроводу 24 сельских населенных пунктов, в том числе и в 5 сёлах района Шал акын. Получение заключения госэкспертизы планируется в конце мая 2022 года. После чего Комитетом будет подана бюджетная заявка в Минфин для начала реализации проекта.
Анастасия ДРОНЯК, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Но какая судьба ждет эту очередную заявку на 15 километров трубы, сказать не может никто. И пока в высоких кабинетах перекладывают бумаги, в селах мечтают не то что о качественной, а хотя бы о безопасной воде.
А. Дроняк