Доставка
грузов из Украины через морпорт Актау стоит в два раза дороже. Подсчетами с
нашим телеканалом поделился директор крупной логистической компании. Напомню, на
российско-белорусской границы задержаны порядка 50 автотранспортных средств и
100 железнодорожных вагонов с товарами, предназначенными для Казахстана.
Предприниматели вынуждены искать альтернативные пути доставки товара. Но, как
выясняется, они существенно дороже. Ранее отечественное министерство по
инвестициям и развитию рекомендовало предпринимателям, осуществляющим перевозки
с Украины в Казахстан, пользоваться альтернативными маршрутами. Тему продолжит
моя коллега Ботагоз.
Наибольшим
спросом среди украинских товаров в Казахстане пользуется продукция животного и
растительного происхождения. Более 35 процентов от общего числа импорта. Чуть
меньше - автотранспортные средства, оборудование, приборы и аппараты. Почти
15,5% занимает продукция химической и связанной с ней отраслей. 6% приходится
на лесоматериалы, бумажные изделия и древесину.
Вот
и в фурах, которые застряли на границе находятся, в основном, кондитерские
изделия, продукты питания, трансформаторная подстанция и компрессорное
оборудование. В комитете госдоходов разрабатывают альтернативные пути доставки
грузов.
Кайрат
Маубаев, руководитель Управления Комитета государственных доходов МФ РК:
Сейчас
мы прорабатываем с российскими коллегами вопрос по их дальнейшему пропуску на
территорию Казахстана. Если мы не договоримся по этим вопросам, то этим
транспортным средствам необходим будет альтернативный вариант. Альтернативным
вариантом у нас является Грузия, Азербайджан и через Каспийское море, в морпорт
Актау.
Пути
выхода из сложившейся ситуации ищут и в Национальной палате предпринимателей.
По данным НПП, шанс продолжить путь по территории соседнего государства
все-таки есть. Но только у тех, кто прибыл на таможенный пост до 1 июля.
Остальным придется ехать в объезд. И понести большие дополнительные затраты.
Дана
Жунусова, заместитель председателя НПП РК
«Атамекен»:
Прорабатываем
те моменты, в чем этот маршрут не выгоден, сроки, качество доставки, тарифы. Мы
считаем, что здесь должны быть задействованы и ж/д администрация и сами
предприниматели, которые уже проехав по этому альтернативному маршруту, они
поняли его недостатки. У нас удорожание то, которое подсчитано импортерами,
которые уже проехали по этому маршруту, они озвучивают цифру от 5 до 7 тысяч
долларов. Это за фрахт. Будь то фура или контейнер.
Альтернативным
маршрутом, пролегающим через Азербайджан и Грузию, уже воспользовались
некоторые предприятия. В одном из них, специализирующемся на производстве и реализации продуктов
питания, рассказывают: новый путь дольше и в два раза дороже.
Жангельды
Тургунбаев, директор логистической компании:
По
дням если рассчитать, больше на где-то неделю. Ориентировочно. Много времени
будет занимать сам процесс движения по морю, на паромах. По двум морям это
минимум по два дня. Плюс ожидание этого парома. Суммарно фрахт увеличивается
практически в два раза.
Новые
требования касаются тех товаров, которые
облагаются таможенными пошлинами. Транзит всех остальных грузов через
территорию Российской Федерации
возможен, под конвоем, с обязательным
опломбированием автотранспортного средства. Однако, по данным Минфина, примерно
95% товаров, которые импортируются в
Казахстан из Украины, облагаются
таможенными пошлинами. А значит, поедут в объезд и конечному потребителю
обойдутся гораздо дороже.
Б. САРКУЛОВА