За таксистов-нелегалов взялись в Восточном Казахстане. Чиновники посчитали, более 60% рынка пассажирских перевозок ушли в тень. Деятельность не только опасна для клиентов, но и поставила на грань банкротства предприятия, занимающиеся официальными пассажирскими перевозками. Они вынуждены сокращать маршруты и водителей. Репортаж Ирины Якуниной.
Николай Ротарь водитель с 30-летним стажем. С напарником готовят автобус в рейс Усть-Каменогорск-Астана. Раньше отправлялось 7-8 таких рейсов, сейчас - один, говорит Николай. Причина, считает водитель, нелегальные перевозчики.
Николай РОТАРЬ, ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА:
Очень сильно мешают. Во-первых не знаю, чем люди думают, безопасность самое первое. Мы в основном по ночам ездим, я еду 90-95 км, а они едут 100, как ни все 150. То лошадь сбивают, то еще что-то.
Нелегальные перевозчики работают без лицензии, не платят налоги, не оформляют билеты и страховки на случай ДТП. Естественно, не проходят медосмотр, а в погоне за заработком не спят сутками и часто просто засыпают за рулем.
Критической ситуацию назвали и чиновники. По их оценке более 60% автоперевозок региона находится в «серой» зоне.
Айжан РАХИМБАЕВА, ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И АВТОДОРОГ ВКО:
Нерегулярных перевозчиков никто не может проверить, завтра даже предъявить какие-то претензии пассажир не сможет.
Сами таксисты говорят, работать легально не против, НО не устраивают зарплаты. Подключившись к интернет-сервису можно заработать в разы больше.
Расцвет нелегальных перевозок пришелся на пандемию, рассказали в транспортной инспекции, когда были приостановлены все регулярные официальные сообщения. И до сих пор - площадь автовокзала пуста, а это соседняя стоянка "нелегалов", так называемая «Яма», и клиенты сюда приходят постоянно. Отчасти, считают инспекторы, причина и в том, что официальные перевозчики не отвечают запросам клиентов.
Абай АБАТОВ, ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ ИНСПЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ВКО:
Для пассажиров гораздо удобнее набрать с телефона, сделать заявку и людей по системе от дверей до дверей доставят. В этом плане, официальные перевозчики, конечно, отстают. Потому что нужно прийти покупать билеты, приходить в автовокзал, выстаивать в очереди.
Сейчас выездная рабочая группа проверяет все стихийные автостоянки, за перевозку пассажиров без соответствующих документов нелегальным перевозчикам грозят крупные штрафы.
И. Якунина