Казармы бывшей тюрьмы для шестидесяти кызылординцев стали родным домом. Тридцать лет назад, после переезда исправительно-трудовой колонии в другое место, здания передали в жилой фонд областного центра. Сегодня здесь проживают порядка двадцати семей. Точнее, выживают. Моей коллеге Шарипе Сактаповой жильцы рассказали, что их дома обещали снести. Но пока их даже не признали аварийными.
Два двухэтажных дома - бывшие казармы для заключенных. Проще говоря, тюрьма. Под жилые квартиры распределены в конце восьмидесятых. Из благ цивилизации - электричество и вода. Канализацию не провели, поэтому удобства во дворе. Подвальные помещения не предусмотрены. Платную подачу газа в квартиры финансово потянули не все жильцы. Многие все еще отапливают дома углем и дровами.
Каратай Носербаев, житель дома № 25 по ул. Жандосова:
Воду провели года три назад, газ тоже. Мусор - вон где сваливаем. Весь мусор из квартир сюда вынуждены выбрасывать. Идешь просить справку в БТИ, не выдают, говорят: дом ушел под снос. Говорят, еще в 54-м году были построены эти дома. Раньше здесь была тюрьма. А туалеты как заполняются, роем в другом месте.
Айымхан Молдахметова, жительница дома № 25 по ул. Жандосова:
Подъезды в ужасном состоянии, помогли хотя бы крышу шифером перекрыть. По всем признакам, дом в аварийном состоянии. Стыдно гостей сюда приглашать. Ну, а что поделать? Обращались в местные исполнительные органы, в городской акимат. Спасибо, воду провели, газ. Но официальных подтверждений, что дом аварийный и мы все отсюда съедем - пока не было.
Двухэтажки не вписываются в идеальный городской пейзаж. Поэтому местные власти, при каждом случае, стараются "спрятать" их за высоким забором.
Шарипа Сактапова, корреспондент:
Как только в областной центр намечается визит высокопоставленных чиновников, неприглядные двухэтажки обносят вот такими симпатичными заборами. При этом фасады зданий заметно преображаются за счет экстренной побелки и покраски.
Люди обращались во все инстанции, просили снести дома либо признать аварийными. Но, по утверждению главного коммунальщика города Берика Сарменбаева, квартиры в домах - приватизированные. Поэтому действовать жильцам придется самим.
Берик Сарменбаев руководитель отдела ЖКХ и жилищной инспекции г.Кызылорда:
Дома приватизированные, частные, поэтому жильцы сами и должны получить экспертное заключение. Как только дом признают аварийным, жильцов поставят в очередь на получение жилья, получат они новые квартиры, только тогда и снесут дома. Что касается модернизации, то жильцы опять-таки сами должны прийти к нам с предложением внести их дома в программу.
Ежемесячный платеж за капитальный ремонт составляет 8-12 тысяч тенге с квартиры. Жильцы постараются собрать деньги для проведения экспертизы. После этого смогут пойти в акимат уже с заключением о состоянии домов.
Шарипа САКТАПОВА