"Как селедки в бочке". Так жители Алматы описывают свои поездки в автобусах. Общественный транспорт забит до отказа. При этом чиновники о проблеме знают, однако, решить ее пока не могут. Они покупают новые автобусы, но число пассажиров постоянно растет. При этом сами перевозчики жалуются на так называемых "зайцев". Из-за них в бюджет автопарков поступает лишь 30% от проезда. В проблеме разбирался Адиль Онербаев.
Крики, давка, постоянные нервы. Так начинается утро алматинцев. В местные автобусы просто так не протиснуться. Они забиты под завязку. На каждой остановке в общественный транспорт пытаются сесть еще десятки пассажиров. Забить свободное пространство помогают кондукторы. В ход идут и не совсем приличные жесты.
Это видео рассмешило пользователей казнета. Комментаторы шутили, что теперь кондуктор "обязан жениться". Но ситуация скорее грустная, чем комичная. Она наглядно демонстрирует проблему дефицита автобусов.
БЛИЦ:
- Не хватает транспорта на некоторых маршрутах, стоишь долго ждешь.
- Толкучка, мест нет, стоячие места, сколько людей садятся. Постоянно толкучка у нас 57 автобус. Кто-то не может выйти, не может зайти.
- Отвратительно. Как в коробке, машины битком идет.
В акимате о проблеме знают. Но решить ее пока не получается, разводят руками чиновники. Сейчас по городу курсируют полторы тысячи автобусов и троллейбусов. А нужно не менее двух тысяч. Ежегодно специалисты закупают несколько сотен единиц общественного транспорта. Но число горожан тоже растет. В этом году обещают купить еще 450 автобусов. А пока людям придется ездить как "селедки в бочке".
Ерлан АДИЛОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ г. АЛМАТЫ:
Поэтапно к этому мы придем, но сейчас одна из целей — это обновить подвижной состав, увеличить количество автобусов, чтобы пассажиры не ездили как селедки, забитые в автобусы.
Но прежде чем тратиться на новые автобусы перевозчики намерены разобраться с «зайцами». В переполненных составах треть пассажиров не оплачивают проезд, другие подделывают электронные карты «Онай». Этим разоряют автопарки.
Гани ТАЖИЕВ, ДИРЕКТОР ТОО «АЛМАТЫЭЛЕКТРОТРАНС»:
30% не оплачивают. Это я не говорю постоянно. Забитые автобусы, часы пик, суббота воскресение люди едут отдыхать на Медео, считаем транзакции 30%.
Эти дыры в доходах автопарков латает городской бюджет. Из казны Алматы перевозчикам выплачивают до 30 млрд тенге ежегодно. При этом себестоимость проезда 250 тенге, из которых пассажиры оплачивают только 80-т. Нужно увеличивать тариф, считают в акимате, но делать этого пока не будут.
Ерлан АДИЛОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ г. АЛМАТЫ:
Конечно, хотелось бы чтобы на бюджет ложилось меньше нагрузки, тариф нужно подымать, но учитывая социальное положение и поддержку горожан пассажиров, данный вопрос не рассматривается.
Чиновники уверяют, цена проезда в Алматы одна из самых низких в мире. В Москве, например, пассажиры платят 300 тенге, в Праге - 366, а в Мадриде и вовсе 644. До какого времени удастся держать тариф в южной столице власти города не уточнили.
Адиль ОНЕРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
По мнению чиновников, ситуация с давкой в автобусах может улучшиться, когда в городе появится метро и ЛРТ. В строительстве легкорельсового транспорта намерены участвовать сразу несколько иностранных компаний. Сейчас идет этап объявления тендеров. Во сколько этот грандиозный проект обойдется городу, пока неясно.
А. Онербаев