Больше 150 казахстанцев стали жертвами очередного интернет-мошенника. Незнакомец предлагал прокрутить их деньги и вернуть, увеличив прибыль. Только ни своих средств, ни процентов никто так и не получил. Преступником оказался молодой студент из Актобе. Теперь доступ к гаджетам у него появится не скоро. Всего же в прошлом году на крючок киберпреступников попались почти 14 тысяч казахстанцев. Из-за участившихся атак накануне представители банков обратились к населению. Как защитить свои сбережения, расскажет Алина Бржанова.
Это стандартная и самая популярная схема интернет-мошенников. Любители легкой наживы, представляясь работниками банка, обзванивают клиентов. Жертву они уверяют в подозрительной активности и просят сообщить персональные данные или секретный код. Накануне астанчанка смогла разоблачить одного из таких лже-менеджеров. Скорее всего звонили даже не из Казахстана, отмечает женщина. Мошенник даже не знал, что столицу переименовали.
Еще один распространенный способ мошенничества - объявления о продаже товаров или оказании услуг. Продавец отправляет ссылку, просит внести предоплату. Естественно, ни денег, ни товара покупателю ждать не стоит. Преступник пропадает сразу же после списания средств. Единственный способ защититься – проявлять бдительность и не доверять незнакомцам.
БЛИЦ:
- Мне звонят уже год, представляются представителями Каспи банка. Я связалась с руководством, написала официальное письмо, мне пришёл запрос, вчера я с ними соединилась, они мне сказали, что с нашего банка вам никто не звонил и не обращался. Это мошенники.
- Как раз эта информация прошла и звонит племянница. Я говорю: «Лариса, осторожно, там мошенники орудуют». Она говорит: а мне уже звонили. Я говорит им, сейчас проверю, позвоню в Каспи банк или еще куда-то. Они мне говорят *** и все!
- Незнакомый номер – не отвечать и всё! Видно, высчитывают, что человек пожилой. Как они выходят на номер телефона?
Только в столице на удочку интернет мошенников за два месяца попались больше 600 человек. Для сравнения за весь прошлый год жертвами киберпреступников стали чуть меньше 3 тысяч астанчан. К примеру, молодой студент из Актобе решил «навариться» на неудачных инвестициях населения.
Татьяна КИМ, СЛЕДОВАТЕЛЬ СУ ДП г.НУР-СУЛТАН:
Нами был раскрыт факт интернет-мошенничества. Гражданин предлагал такую услугу как раскрутка денежных средств. От его преступных действий пострадали около 150 потерпевших, которые находились на территории всего Казахстана.
К слову, раскрыть такие преступления практически невозможно. Зачастую мошенники находятся за рубежом. И даже совместные усилия разных стран не ускоряют их поиски. Из-за участившихся атак одиннадцать казахстанских банков обратились к своим клиентам. Просят не забывать о бдительности и не доверять невидимым мошенникам.
Азамат КЕНЖЕ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО РАБОТЕ СО СМИ АГЕНТСТВА РК ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА:
Никому не говорите: Пароль от своего личного кабинета в мобильном приложении или интернет-банкинге; Реквизиты карты: номер, срок действия, CVV/CVC-код. SMS-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и т. д.
Схемы старые, жертвы новые. Неустанно о мерах профилактики твердят и полицейские. Но доверчивые казахстанцы все равно сидят на крючке злоумышленников. Только в прошлом году на их уловки попались порядка 14 тысяч человек.
А. Бржанова