Алматы нужно продолжать развивать по принципу «Город для людей», - считает председатель Казахстанского независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. Проведенная ранее транспортная реформа уже дала свои плоды. Обновленный автобусный парк и строительство велодорожек частично решили проблему экологии. Об этом говорят и жители мегаполиса.
Многочасовые заторы в Алматы – острая проблема, которой уже не один год. Для ее решения и борьбы с загрязнением воздуха, власти мегаполиса предпринимали немало шагов. Строились транспортные развязки и новые дороги. Но удобная дорожная инфраструктура давала обратный эффект: число покупок автомобилей в городе только росло. Все чаще на дорогах можно было встретить «коптящие» автобусы или легковушки.
Каждый из акимов Алматы пытался по-своему решить эту проблему. Большие шаги в изменении ситуации начал делать Ахметжан Есимов. Именно при нем по предложению датского архитектора Яна Гейла в мегаполисе начали внедрять комплексную транспортную реформу. В дальнейшем эту работу продолжил следующий глава города Бауыржан Байбек. В результате автобусный парк обновился более, чем на 90 процентов. Запущена электронная платежная система «Онай». В 2015 году появилась первая автобусная полоса на проспекте Абая. В 2018 году ввели первую линию БРТ на улице Тимирязева. Это стало стимулом для многих алматинцев пересесть из своих «железных коней» на общественный транспорт. «Поскольку добраться из точки А в точку Б стало гораздо быстрее», - говорят в Казахстанском независимом автомобильном союзе.
Эдуард ЭДОКОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КАЗАХСТАНСКОГО НЕЗАВИСИМОГО АВТОМОБИЛЬНОГО СОЮЗА:
То, что общественному транспорту выделяется отдельная полоса и сейчас на автобусе зачастую гораздо быстрее добраться в час-пик. Это безусловное благо для большинства жителей города. Раньше чадящие синим, черным дымом автобусы поменяли на автобусы, которые работают на газе. Это безусловно большая подмога алматинской экологии.
Улучшить экологическую ситуацию в мегаполисе помогли и велосипедные дорожки. В рамках проекта создан велокоридор от микрорайона Орбита до Зеленого базара. Всего 82 километра. Установлено 200 велостанций для двух тысяч велосипедов. Все большее число алматинцев передвижению на автобусе или такси предпочитает велосипеды или самокаты.
Эдуард ЭДОКОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КАЗАХСТАНСКОГО НЕЗАВИСИМОГО АВТОМОБИЛЬНОГО СОЮЗА:
Допустим, та же улица Шевченко, по которой я периодически езжу, там хорошая велополоса. Там уже, особенно в утреннее время, очень много туда-сюда и велосипедисты, и на электросамокатах, и на сигвеях много ездят. Я и сам езжу, поэтому я замечаю.
Появились на дорогах Алматы и электробусы казахстанской сборки. Они работают на аккумуляторах. Собирают их в мегаполисе по новой технологии с легкосплавным каркасом. Завод «FalconEuroBus» - это первое совместное казахско-германско-гонконгское предприятие в СНГ. Оно было запущено осенью 2018 года в рамках наследия EXPO-2017 и городской инициативы «50 проектов-драйверов развития Алматы». В 2019 с конвейера сошли первые 10 экобасов. Сегодня их 20. Они перевозят пассажиров по улице Толе би. Все эти меры по транспортной реформе южной столицы оценили международные эксперты. В 2018 году Алматы занял первое место за реализацию такого подхода на Европейском форуме «Smart city-2018» в Любляне. Это стало лучше оценкой проведенной работы. Рады произошедшим изменениям и алматинцы.
БЛИЦ:
- Все эти изменения, безусловно, пошли на пользу развитию и преображению города. Стало очень комфортно. Чувствуется, что город двигается в ногу со временем.
- Транспорт стал лучше ездить. Интервал между транспортом намного меньше стал. Раньше по часу, по 40 минут приходилось ждать.
К слову, в Алматы создано большое количество и пешеходных зон. Эти работы необходимо продолжать, - отмечают эксперты. Равно как и увеличивать протяженность велодорожек. Чтобы Алматы действительно стал городом для людей.
А. Нуртазина